Get Adobe Flash player

Когда садишься за руль нового автомобиля, звук работающего мотора напоминает шепот девушки. Со временем все еще приятный голос становится громче и в нем появляются фальшивые нотки. Под конец жизни звук двигателя больше походит на речь человека, не представляющего свое существование без крепкого табака и пива на морозе. Что же происходит с двигателем внутреннего сгорания? Отчего он стареет?

Философы утверждают, что спасти ничего нельзя — можно только отсрочить. Это в полной мере относится и к двигателю внутреннего сгорания (ДВС), представляющего собой тепловую машину, в которой энергия жидкого углеводородного топлива преобразуется в механическую работу.

Типы ДВС

Современные ДВС подразделяются на несколько типов. Самыми распространенными являются бензиновые и дизельные моторы. В первом случае сначала прямо в камере сгорания (на старых машинах это происходило в карбюраторе) готовится смесь топлива с воздухом, которая затем поступает в цилиндры, сжимается и поджигается искрой. Происходит взрыв, обеспечивающий необходимую энергию. Принцип действия дизеля отличается тем, что топливо не поджигают — воспламенение происходит за счет увеличения давления в цилиндрах. Кроме бензина и дизельного топлива, в качестве горючего используют газ и спирт. Вызывают заслуженный интерес и роторно-поршневые двигатели. Однако из-за относительно небольшого ресурса и значительного расхода бензина и масла, от них отказались почти все автопроизводители (верность этому типу моторов сохраняет лишь японская компания Mazda, серийно выпускающая в Хиросиме модель RX-8).

По большому счету, ДВС трудно назвать идеальной конструкцией. Он шумен, подвержен вибрациям, сильно нагревается, загрязняет окружающую среду. На все эти минусы у ДВС есть один единственный плюс — компактность. К сожалению, заменить традиционные двигатели пока нечем.

Роль моторного масла

Моторное масло — это важный элемент конструкции двигателя, от которого зависит ресурс ДВС. Среди наиболее важных функций можно назвать уменьшение потерь из-за трения, защиту деталей мотора от коррозии, отвод тепла от поршней, подшипников и других смазываемых деталей, нейтрализацию кислоты, образующейся при сгорании топлива, предотвращение нагаро- и лакообразования. Другими словами, польза моторного масла очевидна и не вызывает сомнений.

Хорошее состояние ДВС, как и здоровье человека, зависит от питания. И если пища человека весьма разнообразна, то моторам много не надо. Топливо и масло — два ингредиента, от которых зависит качество и продолжительность жизни двигателя. Принцип действия таков: из картера через маслозаборник и фильтры насос подает масло в главную магистраль. Оттуда оно поступает ко всем узлам, смазываемым под давлением (к подшипникам коленчатого и распределительного валов, осям коромысел). Масло, вытекающее из подшипников коленчатого вала, центробежными силами разбрызгивается на стенки цилиндров, чем обеспечивается его поступление в зону поршневых колец.

В современных двигателях моторное масло часто используют для принудительного охлаждения поршней. С этой целью по каналу в теле шатуна масло подается во внутреннюю полость поршня, где оно омывает его днище, а затем стекает в картер. Реже используют системы охлаждения поршней маслом, основанные на периодическом орошении днища через форсунки. В дизелях новейших моделей автомобилей моторное масло служит рабочим телом в гидравлических системах топливных насосов высокого давления.

Прогресс в автопроизводстве влияет и на изменение требований к моторным маслам. В частности, существенно повысились рабочие температуры, а значит и термическая нагрузка на масло. Свою лепту в этот процесс внесли современные автострады. Например, при увеличении скорости с 80 до 140 км/ч температура в масляном картере увеличивается со 100-110°С до 130°С, а при движении с прицепом — до 160°С. Все это повышает требования к термической устойчивости современных масел. Зимняя же эксплуатация автомобиля в условиях коротких поездок в городе, приводит к тому, что двигатель и моторное масло не успевают прогреться в достаточной степени, при этом процесс сгорания не вполне оптимален, в картере вероятно образование конденсата и увеличивается риск образования низкотемпературных отложений.

Молодость

Несмотря на современные технологии, любой бензиновый или дизельный мотор на начальном этапе жизни нуждается в деликатном отношении. Имеется в виду период обкатки, когда двигателю противопоказаны повышенные нагрузки. В этот момент происходит «притирка» всех трущихся деталей. Нередко автопроизводители рекомендуют не ездить быстрее 100 км/ч. Но это лишь вторичный показатель. Гораздо важнее в течение первых двух-трех тысяч километров пробега внимательно следить за тахометром и не «раскручивать» мотор выше 3500 об/мин. Второй этап — около 2000 км — называют скоростной обкаткой, в течение которой рекомендуется давать почти максимальные разрешенные обороты. Это способствует нормализации газораспределения, что, в свою очередь, благотворно сказывается на разгонной динамике.

Для новых двигателей мировой лидер в производстве моторных масел компания ExxonMobil рекомендует высокотехнологичный продукт Mobil 1 New Life 0W-40, который подходит не только для обычных силовых агрегатов, но и для двигателей с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. «Новая жизнь» специально разработана для обеспечения максимальной пусковой защиты двигателя в холодных условиях. Улучшенные низкотемпературные свойства масла помогают устранить высокое сопротивление в трущихся деталях, обеспечивая быстрый и легкий пуск, уменьшая нагрузки на мотор и аккумуляторную батарею. Mobil 1 New Life существенно замедляет негативные возрастные изменения и поэтому подходит для всего срока эксплуатации автомобиля.

Средний возраст

Двигатель среднего возраста находится на пике своих технических возможностей. В этот момент очень важно использовать не только наиболее качественные, но и наилучшим образом подходящие под тот или иной мотор смазочные материалы. От этого зависит образование так называемого лака, который рано или поздно возникает на поршнях. В нем собираются частицы нагара, пыли, металла, способствующие быстрому износу механизмов. Накопление таких частиц в канавках поршневых колец приводит к потере кольцами подвижности и, в результате, к попаданию отработавших газов, содержащих продукты неполного сгорания топлива и органические кислоты, из камеры сгорания в картер, где происходит взаимодействие с маслом, ускоряющее процесс его старения.

Если масло не соответствует предъявляемым требованиям, то конец его, а также двигателя, будет скорым и печальным. В нормально работающем моторе поршневые кольца свободно перемещаются в своих канавках. При заполнении канавок лаковыми отложениями кольца заклинивают или, как говорят, пригорают. Это приводит к повышению расхода масла, попаданию большого количества газов из камеры сгорания в картер, падению мощности двигателя. Кроме того, кольца могут сломаться, что приведет к заклиниванию поршня в цилиндре. Так что роль качественного моторного масла в поддержании двигателя в «самом расцвете сил» максимально длительное время трудно переоценить: для автомобилей с пробегом от 100 тыс. км рекомендуется масло Mobil 1 Peak Life 5W-50. Оно эффективно препятствует преждевременному износу двигателя, замедляя процесс образования шлама и отложений, хорошо очищает внутренности двигателя и защищает его, обладая противоизносными свойствами.

Старость

Качество жизни различных двигателей в старости может в значительной мере отличаться. Мотор, обслуживавшийся строго по техническому регламенту с использованием качественных смазочных материалов, может радовать своего владельца вплоть до полумиллиона километров пробега. Другим силовым агрегатам, в которые заливали что попроще и подешевле, повезло меньше — их жизнь будет существенно короче.

Часто приходится наблюдать печальную картину, когда из выхлопной трубы потрепанного жизнью автомобиля вырываются клубы черного дыма. Это означает, что вышли из строя так называемые маслосъемные колпачки. В результате, масло попадает в камеру сгорания вместе с топливом. Кроме того, на старых автомобилях особенно тщательно надо следить за состоянием различных прокладок ДВС. Их разрушение грозит попаданием в картер двигателя охлаждающей жидкости, а это чревато «летальным» исходом.

Цвет и даже запах выхлопных газов скажут специалисту многое о состоянии мотора. У исправного двигателя при рабочей температуре в теплую погоду выхлоп практически бесцветный. После запуска, по мере прогрева глушителя, можно наблюдать белый выхлоп (пар), который прекращается после испарения влаги. Густой белый выхлоп бывает в двух случаях: попадание охлаждающей жидкости в цилиндр или проникновение масла непосредственно в выпускную систему, где оно по большей части испаряется, а не сгорает. Такой выхлоп «висит» в воздухе и имеет характерный масляный запах. Когда выхлоп становится черным, диагноз один — слишком «богатая» топливо-воздушная смесь, что всегда сопровождается повышенным расходом топлива и негативными последствиями для двигателя. «Сизый» выхлоп (иногда с оттенком голубого цвета) — это свидетельство попадания и сгорания масла в камере сгорания. Пути попадания два: через кольца и через сальники клапанов, а также через направляющие втулки клапанов.

Увеличить ресурс мотора позволяет правильная эксплуатация. Скажем, простоял автомобиль всю ночь на морозе. Нет ничего страшного, если водитель начнет движение сразу после запуска. Например, в Германии вообще запрещено прогревать свои машины. Сел — и сразу уехал. В противном случае нарушителя ждет штраф в 500 евро. Однако не стоит сразу чрезмерно давить на педаль газа, повышая обороты до максимального значения. Необходимо подождать несколько минут, пока моторное масло не станет более жидким, тогда процесс смазки компонентов ДВС станет эффективнее. Специалисты рекомендуют не перегружать холодный мотор и летом. Однако в теплое время года прогрев проходит быстрее. В принципе, постоянные высокие обороты вредят двигателю в любое время года, поскольку нередко приводят к перегреву.

Жизнь двигателя будет длиннее и полноценнее, если его побалуют маслом Mobil 1 Extended Life 10W-60. Специалисты рекомендуют его для машин, проехавших более 150 000 км. Понятно, что за столько километров внутри мотора накопилось большое количество вредных отложений, что приводит к ускоренному износу и повышенному расходу масла. Между тем, Mobil 1 Extended Life 10W-60 не только способно обеспечить пуск при достаточно низкой температуре около минус 25°С, но и обладает повышенной вязкостью при высокой температуре, что необходимо для смазывания изношенных пар с большим зазором. В тоже время оно содержит большую, чем обычно концентрацию специальных присадок, обеспечивающих набухание ссохшихся сальников и лучшую защиту от дальнейшего износа деталей, находящихся не в идеальном состоянии. Расход масла сокращается за счет меньшего испарения, сдерживания износа и предотвращения утечек.

Во всем мире также продолжается борьба со снижением вредных выхлопов, и моторному маслу в этом процессе отводится немаловажная роль. Качественные смазочные материалы способствуют экономии топлива и сокращению вредных выхлопов. Естественно, остается актуальной задача увеличение ресурса ДВС, ведь, как мы говорили в начале статьи, спасти ничего нельзя. Но продлить полноценную жизнь мотору можно.